+7 (903) 738 - 28 - 85
телефон, whatsapp
Главная » Статьи » Энциклопедия

Чугун

Чугуном называется железноуглеродистый сплав с содержанием углерода более 2%. Чугун - это первичный продукт в металлургическом производстве. Он выплавляется из железных руд в доменных печах. В зависимости от структуры чугуны подразделяются на серые (литые), белые (передельные), и ковкие; в зависимости от химического состава - на нелегированные и легированные (содержащие специальные элементы или повышенное количество тех элементов, которые всегда встречаются в чугуне, но в меньшем количестве).

Серыми, или литейными, чугуны называются потому, что в изломе имеют серый цвет, обусловленный формой углерода, присутствующего в чугуне в виде пластин графита.

Серые, или литейные чугуны обладают хорошими литейными свойствами, легко обрабатываются на станках, поддаются термической обработке. Однако они плохо свариваются и отличаются хрупкостью. Прочность серых чугунов, получаемых обычным способом, невысока, но она может быть повышена их модифицированием, т.е. введением в ковш с расплавленным чугуном специального графитизирующего модификатора, например силикокальция, силикоалюминия, ферросилиция, в количестве 0,1-0,5% массы чугуна.

Под действием модификатора видоизменяются формы и размеры пластинок графита (образуются более мелкие пластинки, чем в обычном чугуне). Модификационный чугун имеет большую плотность, лучшую структуру, повышенную прочность, его легче обработать резанием, он сильнее сопротивляется износу и коррозии.

Серый чугун выплавляется следующих марок: СЧ 00, СЧ 12-28, СЧ 15-32, СЧ 18-36, СЧ 21-40, СЧ 24-44, СЧ 28-48, СЧ 32-52, СЧ 35-56 и СЧ 38-60. Первое число за буквами обозначает предел прочности при растяжении, следующее - предел прочности при изгибе.

Значительно лучшими механическими свойствами обладает чугун, в который введен магний в чистом виде или в сплавах с алюминием, силикокальцием, медью, никелем и другими присадками. Такой чугун называется высокопрочным, так как показатели его механической прочности резко отличаются от показателей прочности чугуна других сортов. Введение магния обеспечивает в чугуне образование графита в шарообразной форме.

Высокопрочный чугун выпускается следующих пяти марок: ВЧ 45-0, ВЧ 50-1,5, ВЧ 60-2, ВЧ 45-5 и ВЧ-40-10. Первое число, стоящее за буквами, указывает предел прочности, следующее - относительное удлинение.

Для изготовления деталей широко применяются серый чугун марок СЧ 15-32, СЧ 18-36, СЧ 21-40, легированный чугун с присадками никеля, хрома, меди, марганца, титана, а в последнее время также модифицированный и высокопрочный чугун. Из чугуна марки СЧ 15-32 изготавливают головки блока цилиндров, шестерни распределительного вала, направляющие клапанов, ведущие диски сцепления, корпуса водяного и масляного насоса и многие другие детали; из чугуна СЧ 18-36 - картеры коробок передач автомобиля ЗИЛ; из чугуна СЧ 21-40 - мокрые гильзы цилиндров тракторов; из чугуна СЧ 24-44 - блок цилиндров двигателя ГАЗ. Из легированного чугуна изготовляются поршневые кольца двигателей автомобиля ЗИЛ (состав: углерода 3,7-3,9%, кремния 2,4-2,6%, марганца 0,6-0,8%, хрома 0,25-0,35%, меди 0,25-0,5%, титана 0,1-0,2%), полугильзы двигателей автомобилей ГАЗ (состав: углерода 2,6-3%, марганца 0,6-0,8%, кремния 1,4-2,0%, никеля 12-15%, хрома 1,5-2,5%, меди 5-7%). Из высокопрочного чугуна изготавливают коленчатые валы двигателей автомобиля "Волга".

На автомобильных и тракторных заводах часто применяются серые чугуны, по химическому составу несколько отличающиеся от чугунов гостированных марок.

Непосредственно из белого чугуна автотракторные детали не изготавливаются, так как они отличаются большой хрупкостью и твердостью и не обрабатываются резанием. В результате же специальной обработки отливок из белого чугуна получают отливки из ковкого чугуна, имеющего повышенную пластичность и прочность даже по сравнению с серым чугуном.

Получение ковкого чугуна достигается длительным отжигом (томлением) отливок белого чугуна в специальных печах в течении 2-3 суток при высокой температуре (900-1000°С). В результате такой обработки в чугуне образуется графит в виде включений, имеющих круглую форму. Такая форма графита способствует приобретению отливками повышенной прочности и пластичности.

В отечественном автотракторостроении ковкий чугун применяется для изготовления литых деталей, воспринимающих динамические (ударные) нагрузки, например: картеров заднего моста и редуктора, ступиц колес, тормозных колодок, чашек дифференциала, картеров рулевого управления, педалей тормоза и др. При этом наиболее широко применяется ковкий чугун марок КЧ 35-10, КЧ 37-12 и чугун заводских марок, отличающийся от чугуна гостированных марок по механическим качествам и химическому составу.

Категория: Энциклопедия | Добавил: Kiele (01.01.2018) | Автор: Дмитриев Сергей Александрович E W
Просмотров: 156 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
avatar